Толстошеина Елена Сергеевна
Дата публикации: 22 декабря 2023 год
Судебная реформа 1864 года и становление института мирового судьи
Практически всеми исследователями института мирового судьи указывается на то, что в нашем государстве уже был весьма успешный опыт введения мировых судей и есть все основания считать судебную реформу 1990-х гг. наследницей великой реформы 1864 г. Особенно ярко это прослеживается на примере данного судебного органа. Эффект, произведенный его учреждением в 1864 г., заслуживает глубокого анализа когда-то существовавших организации и деятельности мировых судей и выявления тех их положительных качеств, благодаря которым мировые судьи приобрели популярность и уважение и оказались вновь востребованными в современной России 1
Цели и предпосылки введения данного института на рубеже ХХ–ХХI веков были схожи с теми, которые преследовались в 50–60-е гг. ХIХ столетия. Как и сейчас, участки мировых судей учреждались для рассмотрения малозначительных дел и тем самым должны были решить задачу демократизации суда и приближения правосудия к населению. Этот институт должен был способствовать формированию истинного правосознания и человеческого достоинства в российском народе 2 .
«Назначением мирового института было внесение в сферу повседневных гражданских отношений первых элементов благоустроенного общежития - сознания гражданами своих прав и обязанностей». Роль местной юстиции заключалась также в том, чтобы малозначительные дела рассматривались без излишних формальностей в доступное население судебной инстанции. Также перед мировыми судьями ХIХ столетия ставилась и основная цель нынешнего мирового суда – освобождение общих судов от массы незначительных текущих дел 3 .
1. Невнимательность и спешка Базируется на спешке. Нет возможности подумать, проверить, правильно рассчитать. Лишь бы успеть, авось пронесет. К сожалению, по этой причине допускают ошибки не только новички
Понимание и правильная оценка современных судебных преобразований невозможны без учета собственных исторических традиций и опыта. В этих целях интересно проследить, как строились, развивались и функционировали мировые судьи дореволюционной РоссииПотребность в судебных преобразованиях стала ощущаться в России уже на рубеже XVIII–XIX веков. До середины XIX века гражданское судопроизводство регулировалось правилами главы Х Уложения 1649 г., а также законами и указами более позднего времени, вошедшими в «Полное собрание законов Российской империи». Незначительные гражданские дела разрешал уездный суд, который был низшей инстанцией. В отношении крестьян функции уездных судов осуществляла полиция. Ее решения являлись окончательными. Они не отличались справедливостью, в норму вошло взяточничество. В результате полиция перестала пользоваться уважением как орган правосудия, о чем красноречиво свидетельствует следующий факт. Просьбы и решения по ним полиция должна была записывать в особую книгу. Между тем при ее ревизии эти книги оказывались незаполненными, так как обыватели предпочитали не иметь дела с полицией
Александр II осознавал отставание в развитии России от передовых европейских стран, и при вступлении на престол одним из первых его желаний, всенародно объявленных в Манифесте 19 марта 1856 г., было «да правда и милость царствует в судах». Летом 1857 г. Александр II повелел приступить к рассмотрению в Государственном совете проекта устава гражданского судопроизводства, составленного под началом графа Д. Н. Блудова. «Основанием учреждения мировых судей, - пишет он, - были два важных обстоятельства: уничтожение крепостного состояния и решительное отделение власти судебной от административной… когда в одно время предполагается не только освобождение крестьян от крепостной зависимости, но и устранение полиции от всякого вмешательства в дела судебные, то власть и деятельность становых приставов необходимо заменить судебным установлением, которое будет гораздо полезнее, ибо оному можно вверить и ведение маловажных гражданских дел». Однако его проект судебных преобразований отличался излишним консерватизмом. Д. Н. Блудов не решался ввести известные западноевропейскому законодательству устность, гласность, непосредственность судопроизводства, равенство сторон. Кроме того, как отмечал А. Ф. Кони, существовало «одно коренное препятствие для существенного преобразования судебного строя в России: новый суд там, где три четверти населения подчинялось личной расправе и не имело никаких имущественных прав, был бы лишь заплатой на ветхом рубище. Другая великая реформа должна была совершиться ранее преобразования суда». Речь, естественно, шла об отмене крепостного права .Работа по подготовке судебной реформы, начавшаяся в 1850-х гг., особенно интенсивно пошла после осуществления крестьянской реформы 1861 г. Решившись отменить крепостное право, царское правительство не могло оставить в прежнем виде судебную систему, так как изменение юридического статуса 22 миллионов ставших свободными крестьян требовало судебного обеспечения. «После отмены крепостного права, налагавшего, по справедливому замечанию Государственного совета, свой отпечаток на все отправления государственной жизни, стала на очередь судебная реформа».