Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
В современном обществе участие в профессиональных конкурсах и внедрение элементов WorldSkills в учебный процесс предоставляют студенту широкую возможность освоить профессиональные компетенции на рабочем месте или в ситуации, имитирующей трудовую среду, а также адаптироваться к реалиям современной трудовой деятельности. Роль наставника в подготовке студентов, участвующих в профессиональных конкурсах WorldSkills, Абилимпикс очень важна. Ведь именно наставник должен стать для ребят «путеводителем» при выборе компетенции для участия в чемпионате, быть помощником в организации учебной деятельности при подготовке к чемпионату и создателем благоприятного климата с применением различных форм воспитательной работы.
Цель программы: создать в колледже систему наставничества и сформировать к 01.07.2024 года у 70% студентов профессиональную готовность к осуществлению ими трудовой деятельности по приобретаемой специальности.
Целевые группы реализации программы наставничества: студенты 1-2 курсов в качестве наставляемых, студенты 3-4 курсов в качестве наставников, преподаватели колледжа.
Ожидаемые результаты реализации программы наставничества в образовательной организации
Планируемые результаты реализации программы наставничества:
Развитие института наставничества в российских организациях
Формы наставничества, приоритетные для образовательной организации
Форма наставничества. «студент-студент»
Предполагает взаимодействие студентов колледжа, при котором один из них находится на более высокой ступени образования и обладает организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказать весомое влияние на наставляемого, лишенное, тем не менее, строгой субординации.
Целью такой формы наставничества является разносторонняя поддержка студента с особыми образовательными/социальными потребностями либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения.
Среди основных задач взаимодействия наставника с наставляемым: помощь в реализации лидерского потенциала, развитие гибких навыков и метакомпетенций, оказание помощи в адаптации к новым условиям среды, создание комфортных условий и экологичных коммуникаций внутри образовательной организации, формирование устойчивого студенческого сообщества.
Ожидаемые результаты: результатом правильной организации работы наставников будет высокий уровень включенности наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы организации, что окажет несомненное положительное влияние на эмоциональный фон в коллективе, общий статус организации, лояльность студентов. Наставляемые получат необходимый стимул к культурному, интеллектуальному, физическому совершенствованию, самореализации, а также развитию необходимых компетенций.
Среди оцениваемых результатов:
— повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона внутри группы и колледжа;
— численный рост посещаемости творческих кружков, объединений;
— количественный и качественный рост успешно реализованных образовательных и социальных проектов.
Форма наставничества «педагог-студент»
Этонаставничество в колледже в период интенсивной подготовки к профессиональным конкурсам, олимпиадам, чемпионатам профессий в целях развития профессиональных компетенций обучающихся; а также наставничество, осуществляемое, как правило, во внеурочной общественной деятельности в целях развития общих компетенций обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС СПО, а также выявление и развитие талантов и способностей обучающихся к творчеству, социально-общественной деятельности, спортивным достижениям;
Целью наставничества является создание благоприятных условий для личностного и профессионального развития, выявления и совершенствования способностей и талантов, стимулирования инициативы и творчества обучающихся.
Задачи наставничества:
Документы: